Получается, чтобы воспитать человека, надо ПРОСТО быть человеком. Из интервью с Артемом Соловейчиком:
«— Очень интересно, как воспитывал своего сына — вас! — легендарный педагог Симон Соловейчик?
— Я бы сказал, что отец меня не воспитывал. Не было такого действия, которое я сейчас бы назвал воспитанием. Отец жил своей жизнью, честно и страстно делал свое дело. При этом многое в своих делах готов был обсуждать в том числе и со своими детьми. Я был уверен (может быть, наивно?), что отцу действительно важно мое мнение про его понимания, про его идеи, находки. Отец был чуток к нам — ко мне и моей младшей сестре Кате, боялся — именно боялся — чем-нибудь попрекнуть, к чему-то принудить. Реально выслушивал нас, принимая наше право быть такими, какие мы есть. И вот это-то, на мой взгляд, и было его воспитанием. Со стороны, да и изнутри семьи, это выглядело как полная свобода — полная свобода быть самими собой и самим решать все нюансы своего бытия. Реальная свобода в воспитании и образовании. Конечно, ходить в школу надо, но помню, как он не раз говорил: «Не могу представить себе интеллигентного человека, который способен хоть по какой-либо причине разбудить другого человека, когда тот спит, даже если ему пора в школу». Он остро чувствовал, где нарушается свобода другого человека, и говорил, что готов нарушить ее, только если ему объяснят, ради чего и что он может предложить взамен. И в «Учении с увлечением» отец написал целую главу про свои попытки ответить на вопрос, зачем учиться. «Я написал много текстов, но все выбросил в корзину, потому что понял, что не только нет ответа на этот вопрос, но и самого вопроса тоже нет. Образование — как наследство, которое передают: можешь взять, а можешь не взять».
...Вторая история. Мой младший брат Матвей родился через четыре дня после того, как меня забрали на службу в армию. У нас разница в возрасте 18 лет. И отец оставил все свои работы, чтобы написать версию советского доктора Спока. Он собирался записывать свои наблюдения о том, как вырастает ребенок, как его воспитывать. Был все время рядом с Матвеем, чтобы находить объяснения всему, что происходит с подрастающим сыном. Книга первоначально так и называлась — «Педагогика от Матвея». Но через два года рукопись полетела в корзину.
— Почему?
— Потому что с Матвеем происходили такие процессы взросления, роста, которые не объяснялись ничем. И тогда вместо книги о том, как воспитывать детей, отец написал книгу о том, как дети воспитывают нас, как услышать ребенка и быть тактичным в отношении него — в отношении другого человека. А если не слышишь — молчи! Иногда ты можешь прервать процесс взросления даже заданным некстати вопросом. Воспитание — тонкая история. Очень тонкая. Отца называют автором педагогии сотрудничества, но я считаю, что он автор педагогики свободы. Педагогики не навязанной ребенку жизни. Педагогики самостного прорастания в жизнь....»